По информации Министерства обороны Великобритании, Россия планирует существенно увеличить расходы на войну в 2024 году.
По мнению представителей британского оборонного ведомства, расходы РФ на "сектор обороны" могут возрасти до 30% всех государственных расходов в 2024 году. Минобороны России просит заложить на "оборону" 10,8 трлн рублей, что составляет примерно 6% российского ВВП и рост на 68% по сравнению с цифрой в бюджете 2023 года.
Уверен, что кремлевский диктатор готовится к длительной войне. Эти затраты нужны ему для того, чтобы удержаться в войне до того момента, когда экономики Украины и Запада будут истощены, и они согласятся на переговоры на российских условиях.
Вот только реальны ли такие планы Путина?
Анализируя перспективы российской армии, умноженные на увеличение военного бюджета на 2024 год, замечу, что далеко не по всем направлениям военно-промышленного комплекса в стране-агрессоре ожидаются серьезные успехи.
Причиной тому санкции, которые — даже при частичном обходе их — все-таки закрыли для россиян крупный западный рынок технологий и комплектующих.
В настоящее время россияне используют уже не только тактику Второй мировой, но и военные снаряжения и вооружения, которые остались с тех пор и сохранялись более 70 лет.
Дефицит артиллерийского вооружения у окупантов уже привел к массовому характеру применения гаубиц Д-1, производство которых было начато в 1943 году и завершено в 1949 году. Следует заметить, что за восемь лет производства их было выпущено 2,8 тысяч единиц. И хотя количество гаубиц, которые были переданы на хранение, неизвестно, скорее всего, речь идет о достаточно значительном количественном показателе. Но дело в том, что дальность огня по этой гаубице составляет до 12,4 км. А в условиях контрбатарейной борьбы сроки жизни этих гаубиц и расчетов к ним в количестве 8 человек достаточно прогнозируемы, учитывая преобладающие в разы тактико-технические характеристики средств поражения производства стран НАТО.
Кроме того, военное руководство РФ начало расконсервацию танков советского образца из-за значительных потерь на войне против Украины.
Так, до начала широкомасштабного вторжения Российской Федерации на вооружении ее армии, по разным оценкам, было от 3300 до 3500 единиц тяжелой бронетехники разной модификации. Самым массовым является модернизированный танк Т-72Б3.
Следует говорить, что в целом на вооружении окупантов есть примерно 600 единиц Т-72 старых версий, Т-72Б3 – 1800 единиц и примерно 360-400 единиц Т-80, новейших танков Т-90 – до 400 единиц. Учитывая, что общее количество уничтоженной бронетехники, в том числе танков, это около 60%, то сейчас стоит вопрос расконсервации старой техники.
Общее количество техники, а именно танков, находящихся на хранении, по разным оценкам составляет до 15 тысяч, с учетом старых танков модификации Т-54, Т-62 и Т-64 – их количество составляет примерно 2,5 тысяч каждого наименования.
Но это бумажные данные. Условия хранения – это фактически металлолом. Если 20% этого количества будет способна выполнять боевые задания, то это в лучшем случае. Можем говорить о том, что Российская Федерация уже ощущает значительный дефицит тяжелой бронетехники. По состоянию на 2022 год в состав Вооруженных сил России были введены новые БМП – БМП-3, БМП-2, это примерно до 300 единиц. Аналогичная ситуация с возможностью выпуска новейших БТР, в частности, новых моделей 82-А, 82-АМ – примерно до 300 единиц.
Так что российский ВПК в тех условиях, которые есть, по большому счету может рассчитывать разве что на ремонт устаревших видов вооружения, но отнюдь не на изготовление современных танков и бронемашин, большое количество которых потерявший за весь период войны оккупационный контингент.
По данным Генштаба, украинские военные уничтожили более 5000 российских танков.
Вместе с тем, не следует думать, что Россия вообще ничего не может. Так, российская оборонная промышленность увеличила количество ракет разного типа базирования. Есть данные, что ежемесячное количество изготовленных единиц этого оружия составляет около сотни, что является серьезным успехом для страны-агрессора.
Но в любом случае, будет ли у российской армии новое вооружение или нет, тамошнее общество ждут тяжелые времена — прежде всего, из-за сокращения социальной части государственного бюджета. Спровоцирует ли такая ситуация какие-нибудь социальные протесты или вообще антивластные бунты в Российской Федерации?
Уверен, что на это не стоит надеяться. Россияне, по его словам, живут по принципу "Не жили многое - не надо и начинать". К тому же власть занимается успешным пропагандистским успокоением своего населения, заменяя желание успешной и комфортной жизни идеей величия армии и страны. Кроме того, Кремль существенно усилил одну из силовых структур, Росгвардию, ныне являющуюся главным карательным органом, направленным на внутрироссийский "рынок".
Вот кто в Российской Федерации может взбунтоваться – так это мигранты. И не только из-за сокращения социальной сферы, сколько из-за попыток привлечь их к "специальной военной операции". На днях в одной из мечетей столичного региона силовиками была проведена настоящая облава, а пойманных мигрантов отвезли в военкомат, где от них требовали подписать контракт с минобороны РФ. Да и раньше российские чиновники предлагали всех мигрантов, получивших гражданство страны-агрессора, в принудительном порядке отправлять на фронт, "защищать родину".
Впрочем, даже серьезный отток этой рабочей силы вряд ли остановит российское руководство, потому что оно, скорее всего, компенсирует эти человеческие потери населением оккупированных украинских территорий. При этом изменив в свою пользу демографическую ситуацию в захваченных областях Украины.
Одним словом, желание Владимира Путина продолжать войну любой ценой понятно. Диктатор пытается использовать какие-либо варианты для этого. Но он забыл или не знал о последствиях милитаризации экономики Российской империи времен Первой мировой войны. Тогда резкий рост военных расходов разрушил экономику и спровоцировал революцию. В настоящее время военная часть расходов госбюджета составляет около 21% от всей расходной части.
Если этот показатель перевалит за отметку в 25%, то можно будет говорить о начале краха российской экономики. Примечательно, что в Кремле не делают выводов из неудач своих предшественников, в частности, из экономического краха, спровоцированного в России Первой мировой войной.
Дмитрий Снегирев